История музея им. Горького в Нижнем Новгороде подняла дискуссию насчет того, что сейчас происходит с объектами культурного наследия в России. Недостаточный уровень квалификации сотрудников, которые занимались реставрацией, привел к разрушению сотен ценных экспонатов. Как оказалось позднее, виноваты не только реставраторы, но и чиновники, которые не приняли должных мер.
Как выбирали подрядчика
Процесс выбора фирмы, которая должна была заняться восстановлением музея, шел дольше обычного. Первая компания, которая выиграла тендер, не имела лицензии Министерства культуры на проведение заявленных видов работ. Поэтому был проведен повторный тендер.
ООО «АВК Групп», получившая контракт, изначально привлекла внимание общественников. Особенно интересовали их несколько вопросов:
- как будет храниться музейный фонд на время реставрации;
- кто будет осуществлять технический и авторский надзор.
По мнению общественников, музейные экспонаты следовало хранить в специально оборудованном помещении, с контролируемым микроклиматом и освещением. Но оказалось, что подрядчик не готов обеспечить такие условия. Музейные экспонаты разместили частично на цокольном этаже общежития, а другие — оставили в реставрируемом здании. В результате во время возгорания объекта значительное количество экспонатов было уничтожено.
Типичные проблемы реставрации ОКН
В законодательстве четко прописаны требования, которые обязана выполнять фирма с лицензией Минкультуры при работе с объектами культурного наследия. На практике нередко случается иное:
- В тендере участвует компания, имеющая лицензию на требуемые виды работ, с аттестованными сотрудниками и необходимым оборудованием;
- После получения контракта фирма привлекает стороннего субподрядчика — мелкую строительную фирму или реставрационную мастерскую;
- Сторонние субподрядчики перепоручают часть работ третьим лицам, и так далее.
В результате ответственность размывается, а требования законодательства соблюдаются лишь формально.
Нередко реставрацией объектов культурного наследия занимаются работники, не имеющие должного образования, опыта, квалификации.
Общественники говорят, что необходимо менять подход к определению исполнителя госзаказов. Существующая процедура отдает предпочтение компаниям, предлагающим минимальную стоимость выполнения работ. Если речь идет о памятниках истории и архитектуры, такой подход неприемлем.