Обычно при реставрации памятника истории и архитектуры возникает проблема с недостатком финансирования. Но бывает и наоборот: чрезмерное финансирование влечет за собой проблемы другого рода. Оно сопровождается коррупционными и мошенническими схемами, а состояние самого памятника мало кого беспокоит.
Типичные проблемы объектов культурного наследия
Ежегодно в России разрушается 200-300 объектов культурного наследия. Причин тому множество:
- непрозрачная система ценообразования;
- неэффективные процедуры выбора исполнителя;
- возможность участия субподрядчиков;
- низкий уровень подготовки кадров в органах государственного надзора.
К работам по восстановлению объектов культурного наследия должны привлекаться фирмы, которые озаботились получением лицензии Минкультуры на реставрацию. На практике бывает так, что контракт получает одна фирма, а выполняет — субподрядчик. Проследить за качеством выполнения работ, а при необходимости — привлечь нарушителей к ответственности становится намного сложнее.
Коррупционные схемы, связанные с привлечением фирм с реставрационной лицензией Минкульта, нередко заканчиваются громкими уголовными делами. Но проблему это не решает, а иногда и порождает новые: к восстановлению зданий привлекают обычные строительные компании, которые не имеют в штате специалистов нужного уровня квалификации. В результате объекты культурного наследия разрушаются по причине не только несвоевременной, но и некачественной реставрации.
Попытки реформирования
В 2017 году были внесены изменения в действующее законодательство, регламентирующее выбор подрядчиков для проведения реставрационных работ.
Был изменен перечень видов лицензируемой деятельности, правила аттестации специалистов, пакет необходимых документов.
Произошли изменения и в тендерных процедурах. Теперь фирма обязана подтвердить, что в ее штате есть специалисты с необходимым уровнем квалификации. Среди других требований — наличие опыта по данному направлению и готовность застраховать ответственность на случай возможного ущерба.
Главная проблема — недостаток компетентных специалистов. Выбор подрядчика по результатам тендера обычно входит в должностные обязанности очередного управленца, не имеющего образования или квалификации в сфере реставрации. Он оценивает потенциального исполнителя с точки зрения экономической целесообразности, но не способен определить возможные риски для ОКН.