Специалист, который планирует проводить оценку состояния объектов культурного наследия, экспертизу проектов реставрации и восстановления, должен пройти аттестацию в Министерстве культуры РФ. Комиссия установит уровень образования и компетенций соискателя. Для получения статуса эксперта специалист должен уметь объективно оценивать реставрационные методики, определять их безопасность и возможные воздействия на культурное наследие. От соискателя также требуют глубоких знаний в сфере охраны объектов, представляющих историческую ценность.
Компетенции аттестованных экспертов
Специалист имеет право оказывать услуги по проведению историко-культурной экспертизы только после положительного заключения аттестационной комиссии. Эксперт может работать в государственном учреждении или составлять заключения на коммерческой основе.
В компетенции специалиста входит:
- определение категории памятника истории и культуры;
- выдача решения об отнесении или исключении объекта из числа ОКН;
- определение целесообразности предлагаемых работ по ремонту, реставрации, хозяйственной деятельности на территории самого памятника и в охранной зоне;
- установление наличия или отсутствия на участке объектов археологического наследия и т. д.
Кто может пройти аттестацию
К будущим экспертам предъявляется ряд требований, перечисленных в Положении о порядке аттестации. Специалист должен иметь высшее образование, соответствующее его деятельности, и стаж работы не менее 10 лет. В исключительных случаях статус эксперта получают лица с дипломом о среднем профессиональном образовании. От соискателя требуют знаний в области международного и российского законодательства по сохранению, популяризации, использованию, охране объектов культурного наследия. Специалист должен владеть различными методами исследований зданий и сооружений, правильно оформлять экспертные заключения.
Документы для аттестации
Соискатель статуса эксперта направляет в аттестационную комиссию письменное заявление, копию паспорта, диплома, удостоверений и сертификатов, подтверждающих уровень квалификации. К пакету документов прикладывают выписку из трудовой книжки, сведения о научно-исследовательской деятельности претендента. Наличие благодарственных писем, положительных характеристик поможет комиссии принять решение по кандидату.
Аттестация эксперта в Министерстве культуры действует 3 года. После этого потребуется снова пройти процедуру.