Сегодня в РФ насчитывается более 140 тысяч объектов культурного наследия. Чтобы иметь возможность проводить проектные, ремонтные и реставрационные работы на таких объектах, организациям требуется получить лицензию Министерства Культуры РФ.
Документы на получение лицензии подают компании, специализирующиеся в следующих областях деятельности:
- обследование памятников культуры на предмет дефектов и разрушений;
- реконструкция и воссоздание (согласно проектам) архитектурно-исторических ансамблей;
- восстановление отдельных элементов с применением старинных техник и приемов обработки материалов.
Выдача лицензий – гарантия защиты объектов культурно-исторического наследия от деструктивной деятельности неквалифицированных специалистов и мошенников.
Переоформление лицензии
Реставрационные лицензии, выданные после 26.10.2018 года, можно переоформить.
Переоформление лицензии проводится в случае реорганизации компании, изменения юридического адреса, названия, личных данных предпринимателя или при замене документа, удостоверяющего личность. Процедуру переоформления также запускают при изменении перечня выполняемых работ и услуг, а также в случае потери лицензии старого образца (на бумажном носителе).
Документы на переоформление подаются как на бумажном носителе, так и в электронном варианте руководителем компании, либо представителем, действующим по доверенности, а также могут быть отправлены почтой России.
При реорганизации, изменении адреса или личных данных к обязательному заявлению прикладывается выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. При расширении списка работ – кадровые документы, подтверждающие наличие в штате минимум трех аттестованных работников (копии трудовых договоров, приказы) со стажем работы не менее 3 лет.
Процесс переоформления лицензии занимает не больше 30 рабочих дней.
Специалисты, требующиеся для получения лицензии Минкультуры (новые требования)
Начиная с 2017 года, требования к специалистам, занимающимся восстановлением и реставрацией, ужесточились. Для получения лицензии Минкульта компания должна предоставить подтверждение, что не менее 80% всех видов работ на объекте выполняется аттестованными ведомством реставраторами со стажем работы по указанной специальности не менее трех лет.
Однако реалии таковы, что на кадровом рынке присутствует небольшое количество сотрудников, удовлетворяющих этим требованиям. Это чаще всего и становится препятствием для компаний, собирающихся подать документы на получение лицензии на реставрацию.
Количество сотрудников, выполняющих определенный вид реставрационных работ, не должно быть меньше трех. Это обязательно должны быть специалисты с профессиональным образованием и аттестованные Министерством культуры. При выполнении «смешанных» работ компания должна предоставить по 3 сотрудника от каждой группы, то есть минимум 6 человек.
Такой подход гарантирует высокое качество работ и дальнейшую сохранность культурно-исторического наследия.
Аттестация специалистов Министерством культуры
Одним из самых насущных вопросов для компании, желающей получить реставрационную лицензию, является успешное прохождение специалистами аттестации Министерства культуры. Упрощение государственной процедуры привело к уменьшению перечня предоставляемых документов, но при этом ужесточились и требования к сотрудникам компаний. Одно из таких требований – обязательное подтверждение квалификации.
Согласно ФЗ № 315 от 22.10.2014, обязательную аттестацию должны проходить представители производственных специальностей, станковой и монументальной живописи, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и инженерии, реставраторы произведений графики, библиотечных и архивных материалов.
Отсутствие аттестации у сотрудника, выполняющего работы на объекте культурного наследия, станет причиной отзыва лицензии. Кроме того, каждые 5 лет работник компании должен проходить курсы повышения квалификации.
Новые правила лицензирования в 2021 году
Важные нововведения последних лет:
- С 01.01.2021 года запись в реестре лицензий становится юридически значимой. Выдача лицензий, в том числе дубликатов, на бумажных носителях прекращается.
- С 26.08.2020 нет необходимости переоформлять лицензию, если меняется фактический адрес осуществления лицензируемой деятельности.
Подать заявление на получение лицензии можно как на бумажном носителе, так и через портал Госуслуг, однако последняя опция не всегда бывает доступна по техническим причинам.
Преимущества оформления лицензии
Наличие у компании лицензии Министерства культуры РФ гарантирует:
- возможность официального осуществления деятельности (все договора с заказчиками будут легитимны);
- преимущества при получении заказов через систему тендеров;
- возможность работы без посредников.
Наличие лицензии значительно укрепит конкурентные позиции компании на рынке.
Штрафы за работу без лицензии
Осуществление реставрационной деятельности без лицензии грозит не только отстранением от работ, но и штрафами. Такая деятельность приравнивается к нарушению законодательства об охране объектов культурного наследия и предусматривает штрафы от 200 тысяч до 20 млн рублей.
Как выбрать компанию-подрядчика для оформления лицензии Министерства культуры РФ
За оформлением лицензии Минкульта и другой разрешительной документации важно обращаться в надежную компанию. Проверьте ее реквизиты, убедитесь в существовании юридического лица. Поищите отзывы от клиентов.